Креативная прогулка от друзей Канта
Замедляем города
За время прогулки по музейному кольцу города Калининграда вы гарантированно испытаете эмоции, связанные с картинами разных художников, живописные произведения которых сгруппированы нами по цветовому принципу, узнаете о городской традиции вместе с музыкальным гением Вольфгангом Амадеем Моцартом, которого мы представили вам как друга нашего самого известного горожанина Иммануила Канта несмотря на то, что они жили в одном веке, но не были знакомы, а Моцарт никогда в жизни не упомянул Канта, несмотря на то, что тот его пережил. Нет большей противоположности Канту, чем Моцарт в то время. «Человек может стать человекам только путем воспитания,» - говорил Кант отводя большое значение в жизни человека матери, представляя свою мать - Анну-Регину - как заботливую женщину, заложившую первый росток добра» в его личность. Кант знаменитым стал в преклонные годы, никогда не женился, любил себя, тогда как Моцарт проявил свой гений в возрасте 7 лет, был шутником, вечным ребенком и страдал от нелюбви к себе и утраты любви общества. Моцарт был светским музыкантом, работал во всех музыкальных формах и во всех достиг наивысшего успеха. В 1778 году, когда умерла его мать Анна-Мария, высоко оцененная пианистка из Зальцбурга с репутацией вундеркинда, Моцарт много работал над музыкальной композицией. В одном из писем отцу он пишет, что должен много работать, чтобы потом ему все удавалось легко. Большую часть своей жизни он неустанно трудился. «Все наши знания начинаются с чувств, затем переходят в понимание и заканчиваются разумом», - писал Кант. Почувствуйте, поймите и узнайте Калининград вместе с Моцартом.
УЗБАГОЙСЯ
Вольфганг Амадей Моцарт
Елена Утивалеева
Фотограф
Анна Пермякова
Галерист
истина в вине
(1) - Рекомендуемое занятие во время прогулки – слушать классическую музыку
Веселье - желудок – средство познания мира
Радость - считать с этикеток художественное послание
Желание – строганина из пеламиды
Удивление – еда это искусство
Сомнение – молчание лучшее оружие
Изумление – кто не умеет удивлять, пусть идет вон
ПРОВЕРЬ
Барбара Крафт
"Портрет Моцарта в Красном"
эмоции
ИСКУССТВО
Айвори
способность чувствовать прекрасное
ЗАПОМНИ
цвет
Портовый элеватор
Фридрихсбругские ворота
Философский мост
Музей Мирового океана
(2) - Маршрут. Нажми на название локации, чтобы найти на карте
(3) - Традиция
Ни одно Рождество в Восточной Пруссии не обходилось без приготовления марципана, который считался праздничным угощением. В каждой семье его готовили по-своему. По одной из версий относительно происхождения марципана, его начали делать в Италии, когда был неурожайный год и только миндальные деревья давали плоды. В итоге орехи стали «основой» для любимой итальянцами пасты, хлеба и, конечно же, для марципана.
К свадьбе последнего великого магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии Альбрехта и датской принцессы Доротеи 1 июля 1526 года был испечен особый марципан в виде сердечка – это и стало его фирменным кёнигсбергским отличием. Раньше марципан считался целебным и продавался в аптеках как средство от душевных расстройств, головной и сердечной боли.Первую марципановую фабрику и кондитерскую в Кёнигсберге открыли братья Поматти в 1809 году на Альтштадтском рынке. Вскоре семейство удостоилось звания «кондитеров королевского двора». Главной особенностью кенигсбергского марципана, состоявшего из миндаля и сахара, было то, что его обжигали на открытом огне, а не запекали, как любекский. За счет этого вкус жженого сахара в лакомстве становился интенсивнее, а само изделие покрывалось корочкой. Другой «фишкой» были горький миндаль и розовая вода. «Кофе с конфетой» поднимает настроение и приносит удовольствие, а особые свойства, из-за которых эту сладость приравняли едва ли не к лекарству, у марципана все же есть – природные антиоксиданты и витамин E. Так что если вам нужен «символ Калининграда», марципан будет вкусной и полезной альтернативой янтарю.
Традиция – марципан
(5) - История цвета
Самыми известными работами Ива, вероятно, являются его синие картины, но в монохромных картинах художник также использовал розовый, золотой и оранжевый цвета. За свою художественную карьеру Ив написал около двухсот синих картин. Его синий цвет должен был символизировать нематериальное, чистую форму и пространство. Синева была бесконечной, как небо. Ив даже зарегистрировал товарный знак этого цвета в 1957 году и назвал его International Klein Blue или IKB. У синего не было измерений. Ива также вдохновило голубое небо картин Джотто в базилике Сан-Франческо в Ассизи, которую он посетил. В 1956 году Ив организовал выставку под названием «Монохромы» в галерее Колетт Алленди в Париже, где художник выставлял только свои монохромные работы, в том числе свои голубые картины. "Синий - это невидимое, становящееся видимым. У синего цвета нет размеров, он находится за пределами измерений, в которых участвуют другие цвета", - заявлял Кляйн.
Ив Кляйн - французский художник, член группы Nouveau realisme и изобретатель международного синего цвета Кляйна. Этот оттенок синего используется во многих его знаменитых картинах. За свою короткую жизнь Ив оказал большое влияние на историю современного искусства. Он создавал прото-концептуальные произведения искусства и прото-перформансы, а также исследовал идеи нематериальности духовности в искусстве, постепенно обретая признания и славу во всём мире. Для Ива цвет был способом соприкоснуться с нематериальным и бесконечным. Он начал рисовать свои монохромы в 1947 году и даже утверждал, что в будущем художники будут использовать в своих работах только один цвет.
«Портрет Моцарта в Красном»
Барбара Крафт
Барбара Крафт австрийская художница в 1786 году Барбара выставила свои первые работы в Венской Галерее изящных искусств,в 1789 году вышла замуж за венского фармацевца и жила какое-то время в Вене. Нет никаких сведений, видела ли она вживую Моцарта в Вене. Вполне возможно, ходила на его премьеры опер "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан". Но факт остаётся фактом: её портрет Моцарта - самый растиражированный из всех его взрослых портретов.Конфеты «Моцарт» были изобретены кондитером из Зальцбурга Паулем Фюрстом в 1890 году, спустя 100 лет после кончины великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта. На обёртках конфет всегда изображён именно этот портрет Моцарта. Настоящие конфеты «Моцарт» изготавливают из фисташек и марципана с шоколадным покрытием. на кондитерской фабрике «Фюрст» в городе Зальцбург только вручную. В XVIII веке чашка горячего шоколада на десерт стала признаком хорошего вкуса в высшем обществе всей Европы, знаком достатком и респектабельности. Ему приписывались различные лечебные свойства, в том числе свойства афродизиака. Божественный напиток вдохновлял поэтов и художников. В кофейнях готовили горячий шоколад в специальном сосуде с коротким носиком, длинной деревянной ручкой и крышкой с отверстием для сбивалки, чтобы хорошо вспенить напиток. Подавали напиток сначала в обычных чашках, постепенно переходя на специальные - фарфоровые. Изображение Моцарта можно до сих пор встретить на кофейных чашках.
«Лютнист»
Караваджо
Эль Греко написал ряд "ночных" картин, среди которых есть и нехарактерная для него по тематике работа «Мальчик, раздувающий лучину». Мастер соединил в своей живописной манере традиции критской иконописи и достижения итальянского Ренессанса. На картине на темном фоне изображен мальчик, вытянувший в трубочку полные губы, и дующий на тлеющее полено, чтобы зажечь свечу. Разгорающийся огонь освещает лицо мальчика, капли воска падают с начавшей плавится свечи, однако света еще недостаточно чтобы осветить комнату, вся она остается во тьме. Возможно, тема картины была предложена Фульвио Орсини, библиотекарем кардинала Аллесандро Фарнезе, во дворце которого жил Эль Греко в 1570-1572 гг. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши".
«Бассейн»
Ив Кляйн, 1962 год
Кляйн - французский художник, работавший в середине двадцатого века и ставший пионером перформанса и концептуального искусства. Кляйн начал создавать свои серии одноцветных картин в 1950 году. В своих синих работах Кляйн стремился к более чистому способу живописи, в котором предмет полностью растворялся. Его желание запечатлеть то, что он называл "Пустотой", нашло свое выражение в этих замечательных картинах, сочетающих в себе глубокий смысл и концептуальность в одном неповторимом жесте. Но ведь настоящая пустота - это не цвет и не форма. Это отсутствие всяческого присутствия, комически выражаясь. Выставку “Пустота” в 1958 году стала сенсацией, обставленным с невероятным шиком. Синие портьеры, синие костюмы, даже синие напитки ждали гигантскую очередь из посетителей на входе. Внутри же их ждали светло-голубые стены и абсолютная пустота. В конце 1940-х годов он задумал нечто вроде музыкального дополнения к своим визуальным идеям. Звук, аккорд ре-мажор, исполняемый оркестром и хором, начинается резко, с полной силой, и наполняет воздух в течение 20 минут, как звучный туманный горн с заклинившим переключателем. Он заканчивается так же внезапно, как и начинается, но аплодисментов нет, потому что оркестр не закончил выступление — его участники сидят, не играя и даже не двигаясь, «исполняя» тишину так же долго. «Симфония монотонного молчания», как он писал, выражала не что иное, как «то, какой я хотел видеть свою жизнь».
«Kenneth Mackenzie, 1st Earl of Seaforth (1744-1781), at home in Naples: Concert Party»
Pietro Fabris, 1771 год
Картина итальянского художника Пьетро Фабриса - настоящий живописный документ, ибо написана в 1771 году при жизни Моцарта. На картине (слева направо) художник изобразил себя с планшетом в руках, а за клавесином Вольфганга Амадея и Леопольда Моцартов. Со скрипкой изображен британский дипломат и археолог, антиквар и покровитель изящных искусств Уильям Дуглас Гамильтон (1730-1803), который с 1764 по 1799 год состоял на дипломатической службе Великобритании при дворе королевства Неаполь, исследовал местные вулканы и землетрясения и написал книгу о древнеримских Помпеях и Везувии. Спиной к зрителю изображен хозяин дома - Кеннет Маккензи, виконт Фортроз, 1-й граф Сифорт (1744-1781), который был британским пэром и политиком, любил устраивать музыкальные вечеринки в своем доме в Неаполе, когда приезжал в Италию. Справа со скрипкой изображен итальянский композитор и скрипач Гаэтано Пуньяни (Giulio Gaetano Gerolamo Pugnani, 1731-1798). С Пуньяни Кеннет Маккензи был знаком по Лондону, где композитор с конца 1750-х служил концертмейстером оркестра Итальянской оперы, а в 1770 году вернулся на родину по приглашению короля Сардинии занять место "первой скрипки" в придворной капелле в Турине.
«Маленькие радости»
Антуан Ватто
Великий французский живописец эпохи рококо – времени, которое сознательно избегало всего «великого» и «грандиозного», изобрел свой собственный жанр, называемый «галантные праздники». В них он изображал своих современников – аристократов или актеров, но не в бытовых, жанровых сценках, а за увеселениями, танцами, отдыхом на природе. Музыка была важным элементом этих маленьких французских пикников времен Людовика-Солнце и его преемника. На большинстве его картин этого жанра люди поют или танцуют. И хотя подчас музыкальные инструменты не очень заметны, как здесь, их звучание всегда очевидно в зримом танцевальном ритме, которое связывает персонажей. На этой картине, название которой примерно можно перевести как «Венецианские увеселения» (в честь оперы-балета А. Кампра 1710 года), изображена девушка – возможно, актриса Шарлотта Демаре, фаворитка принца-регента. А ее партнер по танцу, мужчина в «восточном» наряде – друг автора, не очень талантливый художник, зато обеспеченный чиновник от искусства. Глядя на эту сценку прямо завидуешь развлечениям интеллигенции эпохи рококо…
«Оркестр в Опере»
Эдгар Дега, ок. 1870 год
Содержимое оркестровой ямы

Чем ближе к нашему времени, тем меньше художники интересуются классической музыкой. Импрессионисты – к примеру Дега или Тулуз-Лотрек, предпочитали более фривольные развлечения: варьете или уличные кафешантаны, то есть открытые террасы, где певички с большим декольте, грассируя, распевали свои песенки. Однако у Дега неистребимой оставалась и любовь к балету – а как тут без классических музыкантов?Так возникла его картина «Оркестр в Опере», по сути – групповой портрет музыкантов, трудившихся в Парижской Опере. Большинство лиц в оркестровой яме узнаваемы, это конкретные люди, его друзья и знакомые, например Дезире Дихау (с фаготом). Дега умудрился даже в ложу на заднем плане поместить лицо – это композитор Эммануэль Шабриэ. А вот балерины обезличены, это всего лишь ножки, извечный символ ускользающей красоты в жизни Дега
(6) - Мероприятие
Галерея медленного искусства
Made on
Tilda